Биологическое значение для реакции артюса клеточного взаимодействия антиген-антитело

Как упоминалось ранее, реакция Артюса может представлять собой проявление клеточного повреждения, вызванного антигеном в сенсибилизированном организме. Высказывалось утверждение, что если антиген либо антитело составляют неотъемлемую часть клетки или тесно связаны с нею, то взаимодействие антиген — антитело может вызвать типичные морфологические изменения в клетке.

Это относится прежде всего к клеточной мембране (Hayashi е. а., 1958; К. Udaka, К — Udaka, 19G9a).

Если антиген (БСА) добавляли к выращенным в культуре клеткам, таким, скажем, как моноциты (Hayashi, Опо, 1955; Опо, 1958), так называемые сальниковые клетки (Kuze, 1960; Takaba, 1965), моноциты периферической крови или лимфоциты (Takeuchi, Udaka, 1969) кроликов, иммунизированных введением БСА, то в первые несколько минут после взаимодействия антиген — антитело наблюдались следующие клеточные изменения: 1) прекращение ундулирующего движения мембранных псевдоподий, 2) набухание клетки со слиянием или ретракцией мелких псевдоподий и 3) образование волокнистой сети в цитоплазме. Примерно через час появлялись дегенеративные изменения, состоявшие в повреждении митохондрий и аппарата.

Гольджи. В этот момент раздражение ведет к выделению из клетки химических медиаторов, таких, как SH-зависимая протеаза (Hayashi, Tokuda, Udaka, 1960; Takeuchi, Udaka, 1969) и по крайней мере два типа вазоактивных факторов — гистаминоподобное вещество и не подавляемый антигистамином фактор проницаемости (Hayashi е. а., 1964а; Kinuwaki, 1966; Takeuchi, Udaka, 1969; Krumlik, Horvath, Udaka, 1970).

Related posts